Фазлидин Абдуллаевич Мирзаев, руководитель группы компаний NIHOL

Фазлидин Мирзаев, руководитель группы компаний NIHOL.

27.12.2019

Ф.А. МирзаевНе стоит воспринимать процесс цифровой трансформации, как простое внедрение информационных технологий в госорганизации, предприятия, бизнес-структуры. Ошибочно так же полагать, что разработка и запуск корпоративного сайта, телеграм-бота, мобильного приложения и выход в социальные сети уже позволяют организации считать себя цифровой.

На самом деле, говоря о цифровой трансформации необходимо понимать, что это комплекс преобразований всей действующей модели той или иной организации/предприятия, который включает в себя как инвестиции в новые технологии, так непосредственно преобразования в структуре, стратегии развития, работе с клиентами, методов продвижения продуктов и оказания услуг, и даже корпоративной культуры.

Сегодня цифровая трансформация касается практически любой сферы деятельности.
Она приходит в образование, и мы видим, что современные школы, колледжи и ВУЗы используют интерактивные доски, учащиеся заводят электронные дневники, создают аудио- и видео-контент, реализуют совместные проекты, педагоги оказывают консультации через социальные сети и так далее. Радует, что современные технологии позволяют применять методы, которые не могут быть реализованы при обычном обучении, то есть IT всё больше становится важным инструментом мышления молодого поколения.

Активная цифровизация происходит и в здравоохранении, где передовые технологии используются для хранения большого объема данных, в числе которых история пациента, результаты анализов, файлы снимков и так далее. Некоторые клиники начинают на практике применять приборы удаленного мониторинга состояния пациентов, инструменты телемедицины, а пациенты – мобильные приложения по поиску клиники или врача.

Цифровая трансформация происходит также в госуправление, строительстве, машиностроении, фермерских хозяйствах и так далее.

Прошедшее десятилетие обозначило спрос на цифровые технологии, а следующее задаст новый вектор их развитию. Ведь сегодня даже самое, на первый взгляд, необычное желание, с точки зрения заказчика/клиента, должно быть реализовано быстро и успешно. Именно за компаниями, предприятиями, организациями, использующими современные технологии, стоит будущее, так как именно они будут оказывать потребителям самые продвинутые сервисы и услуги/ или предлагать самый качественный и передовой продукт, из всего спектра, что появляется на рынке.

Цифровизацию можно построить с нуля, а можно изменить уже существующий бизнес-процесс. Например, многие отечественные банки стали флагманами в этом вопросе, и комплексно, но поэтапно внедряют ИТ для решения своих задач. Здесь нужно подчеркнуть важность наличия технологической компетенции и необходимой инфраструктуры, понимание необходимости разработки цифровой стратегии. Наличие или отсутствие указанных факторов и влияет на эффективность процесса цифровой трансформации конкретного предприятия/организации.

Мы наработали достаточный опыт цифровизации в банковской сфере и активно продвигаем данное направление последние несколько лет. Только в этом году были успешно реализованы одиннадцать проектов, семь из которых – именно в банках нашей страны. В частности, в АКБ «Кишлок курилиш банк» успешно был реализован крупный проект по комплексному решению задач информационной безопасности. Так, банку было поставлено и внедрено программное обеспечение для мониторинга ИТ-инфраструктуры и управления сетевой инфраструктурой. Предложенное решение отличается упреждающим управлением возможными сбоями в работе всей ИТ-инфраструктуры банка, повышая её физическую производительность. ПО позволяет прогнозировать, настраивать и применять поведенческую модель, обеспечивающую возможные остановки или сбои в работе, а также помогает отслеживать взаимодействие с пользователями. Что же касается настроенной нами в банке технологии виртуализации, то она позволяет ускорить дальнейшее внедрение новых систем и оптимизирует затраты на поддержку уже используемых. Продвижение этих технологий в банке хорошо показало себя также и в решении задач катастрофоустойчивости. А ведь именно это качество виртуальных средств позволяет существенно упростить взаимодействие систем основного и резервного ЦОД.

Помимо этого, специалистами NIHOL были осуществлены поставка и внедрение в банке комплекса гиперконвергентной инфраструктуры, что также способствовало повышению эффективности ИТ-среды. Отмечу, что гиперконвергентные системы интегрируют виртуализированные вычисления, совместно используемые массивы хранения данных, сетевые ресурсы, централизованные и интегрированные инструменты управления в единую систему. Простота гиперконвергентного решения и инструментов управления помогает сделать инфраструктуру банка более прозрачной и понятной. И именно эти факторы сегодня становятся определяющими для многих заказчиков, выбирающих гиперконвергентные системы.

В результате реализованного проекта заказчик получил возможность восстановления в считанные минуты банковского программного комплекса в случае серьезного сбоя. Следует также отметить, что для определенных целей при помощи виртуализации можно объединить ряд серверов в единое пространство, позволяя существенно увеличить вычислительные возможности программно-аппаратного комплекса. Реализованный проект способствовал повышению информационной безопасности и сохранности данных. Также мы помогли банку провести модернизацию сетевой инфраструктуры.

Наши специалисты отмечают, что на отечественном ИТ-рынке гиперконвергенция набирает всё большие обороты и позволяет использовать еще более интегрированные программно-определяемые ЦОД.

Другой наш проект, успешно проведенный за несколько месяцев в АКБ «Турон банк», предусматривал модернизацию основного серверного комплекса, c инсталляцией под ключ.

Проект реализовывался в связи с возрастанием нагрузки на основную базу данных банка, увеличением транзакций, ростом объёмов обрабатываемой и накапливаемой банком в базе данных информации. Прежде всего, требовалась замена сервера баз данных на новое, современное, более производительное и высоконадежное оборудование.

В ходе модернизации предусматривалось использование существующего оборудования для построения резервной информационной площадки банка, что позволяло обеспечивать бесперебойную работу и 100% отказоустойчивость системы. В итоге принципиально важным результатом осуществлённой модернизации стало дополнительное увеличение производительности серверов и увеличение объёмов хранилищ.

Успех работы банка, как и любого другого предприятия, в современных условиях в значительной степени определяется безотказной работой систем электронной обработки данных. Проект обеспечил комплексное решение важных задач: повышена надежность, сохранность, безопасность базы данных, оперативность работы с информацией, высокая отказоустойчивость.

Помимо этого, нами были успешно выполнены проекты для АКБ «Hamkorbank» и Центрального банка Республики Узбекистан, которые позволили повысить эффективность и безопасность работы с данными.

Хочу отметить, что сегодня современные компании стремятся к долгосрочному эффективному хранению, архивированию и извлечению информации. Соответственно, требования к системам хранения данных постоянно повышаются. Мобильная связь – это также та сфера, где уделяют большое внимание необходимости обеспечить защиту информации, соответствие нормативным требованиям и доступность данных. В этом направлении нами были выполнены для сотовых операторов Beeline Uzbekistan и Ucell проекты, способствовавшие решению задач по увеличению объёмов хранимой информации, улучшению защиты данных, в целом повышению эффективности их работы.

Безусловно, в коммерческих структурах, в отличии от государственных, процесс бюджетирования на цифровую трансформацию проходит несколько оперативнее – меньше согласований, больше возможностей самостоятельного распределения средств на ИТ. Но говорить категорично о том, что наши госструктуры инертны в этом вопросе я бы не стал.

Например, для МВД Республики Узбекистан нами был успешно реализован крупный долгосрочный проект, включавший сайзинг, поставку и инсталляцию оборудования.

Практика сайзинга ИТ-решений продолжает набирать популярность. Под ним понимается процесс детального планирования аппаратной части информационной системы предприятия под конкретные бизнес-процессы. Выполненный в рамках проекта детальный анализ использования мощностей и производительности оборудования, с учетом специфики деятельности и прогнозируемого роста объемов обрабатываемой информации и данных как минимум на ближайшие пару лет, позволили предложить оптимальное решение по поставке необходимого оборудования для развертывания разработанной в МВД информационной системы.

Также нами успешно реализован проект в Научно-исследовательском центре «Новые технологии» при Государственной налоговой инспекции. Данный проект был предусмотрен заказчиком с учетом необходимости развертывания разработанного уникального ПО на качественном серверном оборудовании. Конфигурация поставки была выбрана с учетом потребностей НИЦ «Новые технологии» при ГНИ. 

Востребованность в различных самых передовых решениях по информационной безопасности растет год от года. Отмечу, что для нас это очень важное направление, активно развиваемое нами последние несколько лет. Мы набрали большой опыт и компетенцию в сфере ИБ, работаем практически со всеми ключевыми мировыми лидерами-производителями продуктов и предлагаем отечественным потребителям широчайший спектр решений, оптимальных под их конкретные задачи. В их числе – разнообразные решения по информационной безопасности, объединенные в платформу для защиты сети, конечных точек, серверной и виртуализованной инфраструктуры ЦОД. Как правило, мы рекомендуем комплексный подход в решении задач по ИБ.

Но своим партнерам мы не просто советуем тот или иной продукт, а периодически проводим и специальные семинары и конференции, знакомя их с инновациями и тенденциями развития рынка ИБ. Безусловно, и сами постоянно работаем над собой, повышаем квалификацию, сдаем в специализированных учебных тренинг-центрах тесты и экзамены, успешность которых подтверждается международными сертификатами.

Применение современных цифровых технологий привело к появлению новых сложных видов атак, предотвращение которых требует более эффективных мер защиты в момент выявления угрозы в любой точке сети. Одним из эффективных шагов к обеспечению информационной защиты является установка современных межсетевых экранов. Экраны нового поколения обеспечивают надежную обработку больших объемов сетевого и облачного трафика, поддерживают реализацию новейших консолидированных функций защиты и обладают компактными размерами.

В минувшем году нами был завершен проект, предусматривающий поставку, установку и запуск современных межсетевых экранов нового поколения в АКИБ «Ипотека-банк». Данное оборудование обеспечило расширенную проверку зашифрованного трафика в целях выявления вредоносного ПО без ущерба для производительности системы банка. В целом, можно сказать, что установленные средства – это беспрецедентная эффективность защиты от угроз и проверки SSL (криптографический протокол, который подразумевает более безопасную связь) в компактном, удобном в управлении форм-факторе.

Были и другие проекты по успешному внедрению решений ИБ.

Говоря о составляющих цифровой трансформации, хочу добавить ещё несколько слов о направлении гиперконвергентности.

Развитие интернет-технологий определяет потребность в создании центров обработки данных. Использование гиперконвергентной инфраструктуры становится все актуальнее. Гиперконвергентные системы оснащаются уникальным управляющим программным обеспечением, которое упрощает процессы, выполняемые вручную, что, в свою очередь, снижает расходы на эксплуатацию. С внедрением данной системы ИТ-среда становится предельно простой и понятной. Потребителями гиперконвергентной инфраструктуры на данный момент являются многие крупные предприятия, банки, обращающие внимание на силу гибких возможностей интеграции с имеющимися серверами, гипервизором и виртуальным программным обеспечением.

Мы никогда не стоим на месте, всегда работаем на опережение, изучая новые потенциально востребованные решения и ИТ-направления.

Если тезисно, то сегодня на рынке мы предлагаем проектирование, разработку, создание и внедрение («под ключ») информационных корпоративных систем в соответствии с общепринятыми архитектурными принципами, моделями и стандартами, а также проектирование и разработку баз данных корпоративного и промышленного уровня, нормативно-технологического характера, как инструмента СМК в части управления документационным обеспечением, а также БД производственных аварий и инцидентов, как инструмента обеспечения промышленной безопасности, охраны труда и здоровья.

У нас есть возможности реализации интеграционных решений для систем заказчика и межведомственного взаимодействия, облачных решений 1С по автоматизации всех бизнес-процессов заказчика. Мы предлагаем доработку и внедрение наших программ под бизнес-задачи заказчика, в их числе CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами), WMS (система управления складом), HRM (система управления персоналом), ERP (система планирования ресурсов предприятия). Разрабатываем интерактивные карты, мобильные приложения, Телеграм боты. Также под задачи медицинских учреждений мы можем разработать и внедрить клиническую информационную систему (КИС) для управления лечебно-диагностическими процессами в медицинских учреждения. И, кстати, у нас уже есть опыт внедрения в одной из медицинских клиник столицы.

Помимо этого, оказываем услуги аутсорсинга облачных SaaS сервисов, услуги по техническому сопровождению и сервисному обслуживанию аппаратно-программных комплексов и информационных систем (аутсорсинг). Предлагаем проектирование и внедрение отказоустойчивых катастрофоустойчивых Центров Обработки Данных, гиперконвергентных решений, IP-телефонии и видеоконференции. Можем осуществить поставки серверного, сетевого и офисного оборудования, лицензионного программного обеспечения, проектирование, поставку, запуск и интеграцию комплексных решений по информационной безопасности Центров Обработки Данных. Также профессионально выполним задачи по проектированию и созданию структурированных кабельных систем и локальных вычислительных сетей; создание полноценного контактного (call) центра.

Это те основные направления, которые мы планируем развивать и предлагаем потребителю ИТ-услуг для решения задач по цифровизации.